Переводчик

Добро пожаловать на мой блог

Здесь можно узнать много нового и интересного по речевому развитию детей и всему, что с этим связано!

Работа с родителями

Игры и упражнения по обогащению и активизации словаря
В процессы словарной работы решаются следующие задачи:
1.   Уточнение понимания имеющихся в запасе у детей слов.
2.   Обогащение лексикона дошкольников новыми словами, в том числе сложного слогового состава (милиционер, велосипед) и со стечением согласных (портфель, звезды, экскаватор).
3.   Активизация словарного запаса, т.е. формирование навыков использования новых слов в самостоятельной речи.

Обогащение словарного запаса детей третьего года жизни
После 2 лет дети очень любят задавать вопросы. Отвечайте на детские вопросы просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Сами давайте определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, например: хлебница – это посуда для хлеба. На прогулках обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых.
Слова-названия цветов можно ввести на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды, за столом спрашивать, в какой чашке налит чай: в синей или белой и т.д. Рассматривая картинки в книгах, обращать внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивается понимание названий цветов.
Для закрепления в речи прилагательных, обозначающих цвета, можно поиграть с ребенком в игру «Парные картинки».

Парные картинки
Для игры заготавливают картинки, обозначающие одинаковые предметы, но раскрашенные разным цветом: синий и желтый чайники, белая и черная собачка, красная и синяя бабочка и т.д. Один набор картинок у взрослого, другой – у ребенка. Начинает игру взрослый, он выкладывает любую свою картинку и просит ребенка найти и положить такую же. Затем взрослый говорит название цвета своей картинки и выясняет, какого цвета картинка ребенка.
С этим же набором можно играть, подбирая картинки по цвету: сначала все красные, потом все желтые и так далее, пока не соберутся все группы по цветам. В такой игре должно ликвидироваться затруднение у тех детей, которые не умели различать цвета.
Собрав все картинки одного цвета, нужно еще раз их назвать, выделяя голосом окончания прилагательных. Т.О., вместе с закреплением названий цветов будет идти различение родовых окончаний прилагательных.
Примерный материал для игры:
Красные – шар, ведро, коляска, туфли.
Синие – шар, ведро, коляска, туфли.
Зеленые – домик, кастрюля, платье, дерево.
Желтые – домик, кастрюля, платье, дерево.
Белые – птичка, кораблик, пальто, сапоги.
Черные – птичка, кораблик, пальто, сапоги.
Коричневые – собачка, конь, гнездо, тапочки.
Серые – собачка, конь, гнездо, тапочки.

Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный, овальный. Сначала нужно позаботиться о том, чтобы дети знали слова «круг», «квадрат», «овал» и понимали, что эти слова обозначают. Обговаривайте, что такие предметы, как часы, солнце, луна – круглые, а кубики, коробка, табурет – квадратные; огурец, лимон, слива – овальные. Позже дети по вашей просьбе попробуют сказать, какой формы яблоко, книжка, окно и т.д. Можно сделать подборку картинок, объединив их в группы по форме.
В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода; горячий чай, горячая каша, горячее какао; теплый свитер, теплые носки, теплое пальто; сухие носки, сухая тряпка; чистая посуда, чистые руки, чистое белье. Чаще употребляйте эти слова в своей речи, тогда дети быстро усвоят их и начнут ими пользоваться.
С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Очень много слов-действий имеется в потешках. Читайте потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут с свой словарь много разных глагольных форм. Существуют тексты, содержащие неправильные действия, так называемые «небывальщины». Ошибки заключены как раз в неправильном употреблении глаголов; эти тексты – отличное средство развития слухового  внимания, мышления, уточнения глагольного словаря.
Долгоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Поросила поросят
Ровным счетом шестьдесят.
Поросята визжат,
Полететь они хотят.
Полетели, полетели
И на воздухе присели.
Помогают усвоению глагольного словаря подвижные игры с речевым сопровождением.
Заинька, выходи
Цель игры. Обогащение глагольного словаря, развитие умения действовать по подражанию, воспитание слухового внимания.
Ход игры. Дети идут по кругу и говорят:
Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Вот так, этак выходи,
Вот так, этак выходи!
Ребенок, названный заинькой, выходит в круг. Он выполняет те движения, которые дети называют.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
Вот так, этак топни ножкой,
Вот так, этак топни ножкой!
Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!
Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
Заинька, выбирай,
Серенький, выбирай! (Заинька должен кого-нибудь выбрать)
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись!
«Заинька» кланяется тому, кого он выбрал. Новый «заинька» становится в круг, и игра продолжается.

Зайка серый умывается
Цель игры. Обогащение глагольного словаря, развитие умения действовать по словесной инструкции, без опоры на двигательный образец, воспитание слухового внимания.
Ход игры. В центре круга «зайка». Все остальные дети произносят стихотворение, а «зайка» должен выполнять движения по тексту.
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, вымол ухо,
Вытер сухо!
После этих слов «зайка» выбирает из круга кого-нибудь, «идет в гости», а выбранный становится «зайкой», и игра продолжается.

Мы топаем ногами
Цель игры. Обогащение глагольного словаря, развитие умения выполнять движения одновременно с речью, воспитание слухового внимания.
Ход игры. Дети стоят в кругу, произносят стишок и одновременно выполняют движения.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы кружимся потом.
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

Зайка беленький сидит
Цель игры. Обогащение глагольного словаря, развитие подражательных движений, слухового внимания.
Ход игры. Один играющий выбирается «зайкой». Он становится в центр круга. Остальные дети вместе с взрослым произносят потешку и одновременно выполняют движения. «Зайка» в середине круга также выполняет эти движения.
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит,
Вот так, вот так
Он ушами шевелит. (Шевелят кистями рук, приподняв их к голове).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть. (Хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать. (Прыгают на двух ногах на месте).
Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг – и убежал. (Взрослый хлопает в ладоши, дети разбегаются).

Ориентироваться в пространстве и времени невозможно без понимания слов: близко, далеко, рядом, высоко, низко, сверху, справа, слева и т.д. Для того чтобы такие слова вводились в активную речь, нужно проводить подвижные игры, игры с построениями, когда нужно детей расположить в пространстве относительно друг друга; много наречий приходится употреблять в играх с мячом. Хороши игры на соединение движений с речью, если в тексте стихотворения, сопровождающего игру, встречаются наречия, и выполнять движения нужно как раз в соответствии с данными наречиями.

Мяч
Цель игры. Воспитание понимания значения наречий «низко», «близко»; развитие двигательных навыков.
Ход игры. Взрослый кладет руку на голову ребенку, предлагает ему попрыгать, как мячик, а сам произносит стишок:
Синий мячик из резинки
Скачет, скачет без запинки.
Низко, низко, низко, низко, (начинает ниже прыгать)
От земли совсем уж близко. (заканчивает прыгать и приседает)

Две лягушки
Цель игры. Воспитание понимания значений наречий «влево», «вправо», числительного «два», развитие двигательных навыков.
Ход игры. Водящий читает стишок, дети выполняют действия.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем утирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.

Соседи
Цель игры. Активизация произношения наречий «справа», «слева», совершенствование5 ориентации в пространстве.
Ход игры. Дети сидят и называют своего соседа справа. Затем по сигналу начинают бегать по комнате. По следующему сигналу должны сесть так же, затем называют своих соседей справа и слева: «Справа мой сосед Вова, слева мой сосед Женя».

Обогащение словарного запаса детей четвертого года жизни
Расширение словарного запаса дошкольников 3-4 лет происходит во время свободной игры с игрушками.  Дети этого возраста любят играть с наборами игрушек «Доктор», «Парикмахер» и др. Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Для расширение словарного запаса применяются различные лото (например, «Зоологическое лото»).

Кто как передвигается
Цель игры. Уточнение глагольного словаря по данной теме.
Первый вариант
Ход игры. У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие (прыгает, бегает, ползает, летает), а дети называют нужное животное и кладут на картинку фишку. Выигрывает тот, кто первым закроет предметные картинки фишками.
Второй вариант.
Ход игры. У детей большие карты, а у ведущего маленькие карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как передвигается это животное.

Кто как голос подает
Цель игры. Уточнение глагольного и предметного словаря по теме.
Первый вариант.
Ход игры. У детей большие карты. Ведущий называет слово-действие, а дети называют нужное животное и кладут на картинку фишку.
Для справок: конь ржет, корова мычит, свинья хрюкает, овца блеет, собака лает, кошка мяукает, курица кудахчет, гусь гогочет, петух кукарекает, индюк лопочет, утка крякает, волк воет, заяц пищит, лиса тявкает, медмедь ревет, белка цокает, еж фыркает, синица свистит, дятел стучит, скворец поет, сорока стрекочет, воробей чирикает, кукушка кукует.
Второй вариант.
Ход игры. У детей большие карты, а у ведущего маленькин карточки с изображениями животных. Ведущий поднимает предметную картинку. Тот ребенок, у которого есть такая же картинка, должен назвать ее и сказать, как подает голос это животное.

Домашние и дикие
Цель игры. Различение групп домашних и диких животных.
Ход игры. Для игры берутся предметные картинки из группы «Домашние животные» и из группы «Дикие животные». Играют двое: ребенок и взрослый. Они договариваются, кто «главнее»: дикие или домашние животные. По условию игры, «главный» забирает «подчиненного». Затем раздают все картинки поровну и одновременно выкладывают на игровой кон по одной любой картинке. Главная картинка «забирает» второстепенную. Если выпали две картинки из одной условленной группы (две главные или две второстепенные), выкладывают еще по одной, и так до тех пор, пока какая-нибудь не победит.

Угадай по описанию
Цель игры. Обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки диких и домашних животных; развитие слухового внимания.
Ход игры. У детей по несколько предметных картинок из «Зоологического лото». Ведущий дает описание животного с помощью прилагательных. Ребенок, у которого есть нужная картинка, изображающая данного животного, должен поднять эту картинку и назвать ее. Если загадка разгадана правильно, ребенок получает фишку и кладет ее на картинку. Выигрывает тот, кто раньше закрыл свои картинки фишками.
Примерные картинки для игры: медведь, волк, еж, белка, заяц, лиса, корова, кошка, собака, гусь, слон, тигр, лев, обезьяна.
Для справок (загадки-описания):
Лохматый, косолапый, бурый.
Голодный, серый, злой.
Колючий, маленький, серый.
Маленькая, быстрая, рыженькая.
Трусливый, прыткий, белый.
Хитрая, ловкая, рыжая.
Крупная, рогатая, добрая.
Пушистая, ласковая, серая.
Сторожевая, сильная, верная.
Белый, крикливый, домашний.
Огромный, добрый, толстый.
Полосатый, хищный, злой.
Опасный, мощный, гривастый.
Смешная, озорная, быстрая.

Кто что делает
Цель игры. Накопление и уточнение глагольного словаря, дифференциация сходных действий.
Ход игры. У детей карточки с изображением сходных действий. Ведущий называет действия, дети рассматривают свои сюжетные картинки, и тот ребенок, у которого есть нужная картинка, составляет нужное предложение. Выигрывает тот, кто раньше всех и правильно составил предложения по своим сюжетным картинкам.
Слова-действия для называния: шьет, вышивает, вяжет, моет, стирает, купает, бежит, прыгает, скачет, несет, везет, ведет, строит, чинит, ремонтирует, поливает, наливает, выливает.
Для усвоения названий частей, из которых состоят сложные предметы, необходимо изготовить разрезные картинки. Разрезать картинку надо так, чтобы каждая часть была на отдельном кусочке. Дети собираю разрезную картинку, называя каждую деталь. Для этой же цели используется лото «Целое и части».

Целое и части
На больших картах – изображения целых предметов, а на маленьких даны детали данных предметов.
Ход игры. У детей большие карты. Ведущий поднимает маленькую картинку и спрашивает, как называется данный предмет и к какой большой картинке он подходит. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие картинки не будут подобраны к большим. Победителем станет тот, кто выполнит это первым.
Ввести в активную речь слова-названия частей предметов помогают загадки, в содержание текстов которых входят слова-названия деталей, а при разгадывании называется целый предмет. Чтобы облегчить детям отгадывание, применяются картинки, изображающие эти предметы.
Примеры загадок на узнавание целого предмета по его частям:
Кузов, кабина, колеса, руль (машина).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора (дерево).
Подъезд, этажи, лестница, квартиры (дом).
Глаза, лоб, нос, рот, брови (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Дюймовочка и Гулливер
Цель игры. Различение значений увеличительных и уменьшительных суффиксов.
Ход игры. Игра состоит из набора предметных картинок, изображающих большие и маленькие вещи, а также картинок с изображениями Дюймовочки и Гулливера. Эти две картинки берут дети, а предметные остаются у ведущего. Ведущий показывает любую картинку, а дети выбирают, кому она может пригодиться: Дюймовочке или Гулливеру. В названиях картинки должен прозвучать суффикс. Выигрывает тот, кто быстрее соберет весь набор картинок для своего героя. На рисунках могут быть: красные сапожки, красные сапожищи, розовая шляпка, коричневая шляпища, беленькое платьице, синяя куртка, большой корабль, кораблик из ореховой скорлупки.

Круглый, квадратный, овальный
Цель игры. Обогащение словарного запаса, закрепление умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
Ход игры. У детей карточки с нарисованными картинкми: по четыре картинки на каждой карточке. Ведущий называет прилагательное, например «овальный». Дети, у которых есть картинка, изображающая овальный предмет, называет ее вместе с прилагательным (овальный лимон) и закрывает картинку фишкой. Ведущему нужно отчетливо выговаривать окончания прилагательных.
Используются следующие прилагательные: круглый, круглая, круглое; овальный, овальное; квадратная, квадратный, квадратное.

    
Обогащение словарного запаса детей пятого года жизни

Родовые понятия
Цель игры. Закрепление в активной речи слов-обобщений: посуда, одежда, овощи, фрукты, мебель, игрушки, а также слов-названий предметов, относящихся к данным группам.
Ход игры. У детей большие карты (по одной), у ведущего – маленькие карточки. Ведущий поднимает маленькие карточки, а дети должны узнать свою картинку и назвать ее. Выигрывает тот, кто первым соберет свои картинки. В конце игры нужно назвать одним словом свои картинки.

Подбери пару
Цель игры. Уточнение родовых названий групп предметов.
Ход игры. Играет несколько человек. Всем раздают поровну предметные картинки (не более 6). В каждый ход все выкладывают по одной картинке на стол, а затем собирают пары из однородных предметов и откладывают эти пары в сторону. Например, выложены картинки «огурец», «рубашка», «кастрюля», «помидор». Пара, относящаяся к одному понятию «овощи», откладывается, а остальные возвращаются играющим. Если выложены три однородные картинки, пару составляют из «соседних» картинок (дети сидят рядом за столом). Выигрывает тот, кто раньше освободится от своих картинок.

Кто победит
Цель игры. Закрепление родовых названий предметов.
Ход игры. Игра проводится так же, как игра «Домашние и дикие». Для игры откладываются предметные картинки любых двух групп, например овощи и фрукты. Договариваются, какие будут главными, а какие второстепенными, и начинают ходить с любых картинок. Игра продолжается до тех пор, пока у одного участника не останется ни одной картинки. Выигравшим считается тот, кто собрал все картинки.

Для закрепления в активной речи названий профессий, необходимо поиграть в лото «Профессии». Детям раздают картинки с изображениями людей, выполняющих какую-либо работу. Ведущий задает вопросы, а дети ищут нужную картинку и называет слово, обозначающее профессию изображенного человека.


- Кто учит детей?
- Кто ловит рыбу?
- Кто смотрит за лесом?
- Кто водит трактор?
- Кто смотрит за садом?
- Кто летает на самолете?
- Кто строит дома?
- Кто дрессирует зверей?
- Кто убирает во дворе?
- Кто сочиняет сказки?



Высокий – низкий
Цель игры. Усвоение антонимичных прилагательных, обозначающих пространственные признаки.
Ход игры. Дети идут по кругу. Ведущий говорит: «Сейчас будем проходить ворота. Если я скажу, что ворота высокие, вы будете продолжать идти так же, как сейчас, а если низкие, то нагнетесь. Тот, кто не нагнется вовремя, выходит из игры». Игра продолжается, дети стараются правильно выполнять действия. Выигрывает тот, кто будет самым внимательным.

Тяжелый – легкий
Цель игры. Усвоение антонимичных прилагательных, обозначающих качественные признаки.
Ход игры. Каждому участнику дается пустой пакет. Взрослый говорит: «Вы несете сумки. Сумка может быть или легкой, или тяжелой. Покажите, как несут легкую сумку. А теперь покажите, как  несут тяжелую сумку. Теперь будьте внимательны: я буду говорить, тяжелая или легкая у вас сумка. Вы должны показывать правильно».
По таким же правилам можно играть в игры «Жарко – холодно», «Быстро – медленно», «Весело – грустно».

Скажи наоборот
Цель игры. Введение в активную речь антонимичных прилагательных.
Ход игры. Дети стоят в кругу. У ведущего мяч. Он бросает мяч любому участнику игры и одновременно произносит любое прилагательное, к которому нужно подобрать антоним. Ребенок ловит мяч и говорит ответ - антоним. Если ребенок долго задерживается с ответом, ему подсказывают слово другие дети или ведущий. После трех подсказок ребенок выходит из игры. Побеждает тот, кто остался в круге последним.
Слова для игры: большой, толстый, черный, горячий, пустой, легкий, чистый, больной, веселый.


Обогащение словарного запаса детей шестого-седьмого годов жизни
При работе со старшими дошкольниками большое внимание уделяется развитию умения обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки  и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Уделяется внимание работе над  смысловой стороной  слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Про ежей, про елки
Цель игры. Учить различать предметы, которые называются одним словом; закреплять представление о многозначном слове.
Ход игры. Дети рассматривают рисунок и изображением леса. По стволу сосны прыгает белка, под елкой – еж.
- Назовите деревья и животных, в которых спряталось слово игла. (Ель, сосна, лиственница, еж.) Какие это иглы? (Еловые, сосновые, лиственные, иголки у ежа.)
- Назовите другие предметы, которые называются словом игла. Что можно делать иглой? Для чего нужны иглы?
- Сочините сказку про ежей, про елки и разные иголки.
Воспитатель записывает за каждым ребенком сказку, затем предлагает сделать рисунки по сюжету сочиненной сказки (по всему сюжету или его части).

Кто как двигается
Цель игры. Учить сопоставлять название животного и его движение.
Ход игры. Найдите на рисунке животных, которые одинаково двигаются, и назовите их движения (лягушка и кузнечик прыгают, воробей и ласточка летают, сороконожка и змея ползают, дельфин и кит плавают, волк и лиса бегают, заяц и кенгуру прыгают).
- Расскажите, что делают эти животные? Что они могут еще делать? (Кошка сидит, черепаха ползет, петух клюет зернышки, бабочка летает, крокодил плывет. Кошка может лакать молоко, мяукать. И т.д.)
- Составьте предложение из двух слов (бабочка летает; петух кукарекает) и из трех слов (кошка лакает молоко).
- Опишите бабочку. Какая она? Кого вы хотите еще описать: петуха, кошку или детеныша любого животного?

Лить - поливать
Цель игры. Работа с многозначными глаголами.
Ход игры. Вы помните загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает». (Лук). Как можно заменить выражение «слезы проливает»? (Плачет).
- Что можно лить? (Воду из кувшина). Что можно наливать? (Сок, чай).
- Отгадайте еще одну загадку: «Один льет, другой пьет, третий растет». (Дождь, земля, трава).
- Что значат выражения: «дождик лье как из ведра», «лить слезы в три ручья», «льется песня над полями»?

Брат – братец – братик
Цель игры. Учить различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности, глаголов, образованных аффиксальным способом, и прилагательных, образованных суффиксальным способом.
Ход игры. Послушайте слова, которые я вам назову, и скажите, чем они отличаются: мама – мамочка – мамуля; брат – братец – братик; дерево - деревце, заяц – заинька – зайчишка – зайчище; дом – домик – домище. (Многие слова звучат ласково). Какие из этих слов встречались вам в сказках? (Братец в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; заинька и зайчишка во многих сказках о животных.)
- Придумайте короткую сказку про зайца и зайчишку.
- Чем отличаются слова: бежать – подбежать – выбежать, писать - переписать – подписать, играть – выиграть – проиграть, смеяться – засмеяться - высмеяться, шел – отошел – вошел? Составьте предложения с любыми двумя словами, которые вы услышали.
- Объясните, чем отличаются слова: старый – старенький, умный - умненький, злой – злющий, толстый – толстенный, полный – полноватый?

Бежать – мчаться
Цель игры. Учить объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу, понимать переносное значение слов.
Ход игры. Как вы понимаете слова и чем они отличаются: засмеялись - захихикали, бежать – мчаться, пришли – приплелись, плакать – рыдать, разговаривать – болтать, думать – размышлять, открыть – отворить, отыскать – найти, зябнуть – мерзнуть, поразить – удивить, шалить – баловаться, забавлять – развлекать, прощать – извинять, звать – приглашать, вертеться - кружиться, греметь – грохотать, опасаться – бояться, бросать – кидать, вертеть – крутить?
- Придумай предложения с любой парой слов.
- Отличаются ли эти слова: большой – огромный, умный - рассудительный, слабый – беззащитный, старый – дряхлый, робкий – трусливый?
- Закончи предложения: «Этот дом большой, а этот … (огромный, громадный). Эта одежда старая, а это платье совсем … (старое, ветхое, рваное). Это платье чуть влажное, а это совсем … (мокрое). Мальчик молчаливый, и девочка … (неразговорчивая). Вчера был день теплый, а сегодня … (жаркий)».
- Как сказать об этом же, но другими словами: искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый); старый дом (ветхий, старинный); громадный завод (огромный, большущий); нарядный платок (разноцветный, красивый); верный друг (преданный, настоящий); суровая зима (холодная, морозная)?

Как сказать правильно
Цель игры. Учить понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости о словосочетаний меняют значение.
Ход игры. Закончи фразы:
1.    Подушка мягкая, а скамейка … (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень … (твердый).
2.    Ручей мелкий, а речка … (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники … (крупные).
3.    Кашу варят густую, а суп … (жидкий).
Лес густой, а иногда … (редкий).
4.    После дождя земля сырая, а в солнечную погоду … (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим … (вареный).
5.    Купили свежий хлеб, а на другой день он стал … (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой … (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра  он будет … (грязный).
- Объясните, как вы понимаете выражения: «дождь озорничал»; «лес дремлет»; «дом растет»; «ручьи бегут»; «песня льется»?
- Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)?
- Где вы встречали выражение «злая зима»? (В сказках). К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, Баба Яга).
- Замените слова и скажите по-другому: плакать (реветь), мчаться (нестись), найти (отыскать), радоваться (веселиться), шалить (баловаться), приглашать (звать), бросать (кидать), кружиться (вертеться).
- Подскажите противоположные по смыслу слова в пословицах: «Март зиму кончает, весну … (начинает)». «Смелый там найдет, где робкий … (потеряет)». «Больше знай, да меньше …. (болтай)». «Вещь хороша, когда новая, а друг – когда … (старый)». «В умной беседе ума наберешься, в глупой свой … (растеряешь)». «Человек от лени болеет, а от труда … (здоровеет)». «Умел ошибиться, умей и … (поправиться)». «Дождик вымочил, а солнышко … (высушит)». «Если что-нибудь забудешь, то потом и … (вспомнишь)».

Кто хитрее?
Цель игры. Учить подбирать слова, близкие по смыслу, используя разные степени прилагательных; образовывать новые слова (прилагательные) с помощью суффиксов –еньк (-оньк); -оват (-еват); -ущ (-ющ); -енн (ейш).
Ход игры. Вспомним сказку «Лиса и журавль». Какой показана в сказке лиса? (Зубки острые, шубка тепленькая, она красивая). А какой характер у лисы? (Она хитрая, лукавая, коварная).
- Каким показан журавль в сказке? Если лиса хитрая, то журавль .. (еще хитрее, хитрющий). Лиса умная, а журавль … (еще умнее, умнейший).
- Воле злой, а волчище … (еще злее, злющий). Заяц труслив, а зайчишка … (еще трусливее, трусоватый). Этот человек худой, а этот … (еще худее, худющий). Один человек полный, другой не совсем полный, а … (полноватый). Этот человек толстый, а тот еще … (толще, толстенный).
- Будьте внимательны! Этот дом большой, а этот … (еще больше, большущий). Этот платок синий,  этот не совсем синий, а … (синеватый). Этот лист зеленый, а этот … (еще зеленее). Это платье красное, это не совсем красное, а … (красноватое).
- Бабушка старая. А как сказать ласково? (Старенькая). Умный щенок. А как сказать по-другому? (Умненький). Рисунок плохой или … (плохонький, плоховатый).

Летит пулей
Цель игры. Знакомство с многозначным глаголом «лететь».
Ход игры. Отгадай загадку: «Кем хочу я стать, если я стремлюсь летать?» (Летчиком).
- Что может летать? О чем можно сказать «летит стрелой (пулей)»? Что это значит?
- Как сказать по-другому: летят тучи по небу (несутся); летит снег (кружится, вьется); прилетели в лес метели (примчались); мальчик летит с горки (падает); пыль летит (поднимается); книги летят со стола (падают); тройка летит (мчится)?

Лето – зима
Цель игры. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу, и подбирать определения к заданным словам.
Ход игры. Послушайте, какие слова я вам назову, а вы назовете мне слова, противоположные по смыслу: лето, ночь, солнце, лимон, река, девочка.
- Вспомните любую пару слов с противоположным значением и назовите их (лето – зима, ночь – день, солнце – луна, лимон – сахар, река – ручей, девочка – мальчик).
- Подберите определения ко всем словам. Какое лето и какая зима? (Лето теплое, а зима холодная; ночь темная, а день светлый; солнце жаркое, горячее, яркое, а луна холодная, неяркая; лимон кислый, а сахар сладкий; река глубокая, а ручей мелкий; девочка веселая, а мальчик грустный).
- Придумайте рассказ про веселую девочку и грустного мальчика. Обязательно расскажите, как девочка развеселила мальчика. Когда это было: теплым летом или холодной зимой?

Чей нос?
Цель игры. Закрепить представление о многозначном слове.
Ход игры. Назовите предметы, которые нарисованы на картинках. Найдите предметы, которые называются одним словом. Придумайте рассказ про иглу, которая заблудилась.
Воспитатель помогает детям составить рассказы и предлагает записать их сначала на диктофон, а затем в альбом. К рассказам детей можно нарисовать иллюстрации.

Как сказать правильно?
Цель игры. Учить различать правильное и возможное сочетание слов по смыслу.
Ход игры. Послушайте, что я вам скажу, и подумайте, можно ли так сказать. Правильно ли будет такое выражение: «полный человек»? Что это значит? (Толстый). А можно ли сказать «полное дерево»? Как правильно сказать? Полная бумага или толстая? Что может быть полным? Про что мы можем сказать «полный» (колодец, карман, кошелек, стакан), «полная» (чаша, тетя, тарелка), «полное» (ведро), «полные» (дяди, карманы)?
- Жаркий день. Как сказать по-другому? (Теплый). Жаркий спор? (Горячий). Можно ли сказать: «горячий день», «жаркий суп»? Как сказать правильно?

Скажи точнее
Цель игры. Развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
Ход игры. Послушайте мой рассказ. Там, где я буду останавливаться, вы будете мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
- Жили-были три брата: ветер, ветерок, ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный …) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной). Ветерок слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый). Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой померяться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, трава пригнулась к земле). Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал). Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся). Что после этого случилось? (Ветки с деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались). И вот подул ветерок. Что он делал? (Дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно).

- Придумайте сказку о ветре, ветерке и ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами). Что они могут делать? (Дружить, меряться силой, спорить, разговаривать).

4 комментария:

  1. Спасибо. Очень полезная информация. Моему ребёнку 3 года, и он постоянно задаёт вопросы...благодаря предложенным вами играм, мой ребёнок познаёт мир легко, доступно.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо. Очень полезная информация. мой внук играет с удовольствием.

    ОтветитьУдалить
  3. Очень понравился тщательный подбор игр с учётом возраста детей. Игры интересные - просматривается творческий подход автора.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо,Лена! Очень много интересных и полезных игр!

    ОтветитьУдалить